Встреча с режиссером «Реальной сказки» Андреем Мармонтовым в СПб

4 января в Санкт-Петербурге прошла встреча с режиссером Андреем Мармонтовым. Фильм вышел в прокат в ноябре 2011 года. Фильм вызвал противоречивые мнения у зрителей. Кто-то слил его как очередное неудачное творение российского бабломатографа, а кто-то посчитал его лучшим фильмом уходящего года, а то и пятилетия. Отсюда и оценки 1 и 10, неудивительно, что рейтинг фильма застрял где-то в районе пяти баллов.

Могу поделиться своим опытом организатора. Было трудно, но интересно. Такое резюме. Трудно было выслушивать негатив, которого было очень много, в основном от тех, кто видел рекламу мероприятия и хотел обязательно поделиться своим суверенным и независимым, которое отличает его от серой массы поклонников Сергея Безрукова. Таких было большинство. С менеджером одного питерского портала новостей у меня состоялся интересный разговор. Я ей говорю, почему уже неделю не можете разместить мое объявление, по формату не подходит или другая причина? Она, говорит, посмотрела, проверила, говорит, да не подходит. Я — ну как же так, у вас столько подобных мероприятий в анонсах, та же встреча с Парфеновым в «Буквоеде», по возрасту «Сказка» подходит к заявленным на сайте 25-35 лет предполагаемой аудитории. Менеджер мне отвечает: «не подходит именно встреча с режиссером, снявшего кино с Безруковым, не все мероприятия, конечно, у нас идеальны и часто попадаются не самые качественные. но по поводу Безрукова все довольно однозначно, он не подходит не по возрасту, а по качеству своей работы». Я даже не стала отвечать. 🙂 Не ну правда. Тут либо ну очень субъективная позиция, либо банальное самодурство. А как же тысячи поклонников, которые не согласны с этим мнением? И сам Сергей, который кровью и потом уже тысячный раз доказал, что может он кому-то и не нравится, но к своей работе он подходит качественно, а главное любит ее. Мне лично много, кто из российских актеров не нравится, даже сложно сказать, кто точно нравится, в Голливуде у меня больше симпатий, но если я буду знать, что через мой сайт люди найдут полезную информацию для себя, то я размещу вопреки своим предпочтениям. У актера, в конце концов богатая фильмография и он продолжает сниматься и участвовать в аншлаговых спектаклях. В общем это Питер. С болезненной и ничем не оправданной интеллигенцией внутри, откуда и большое самомнение судить обо всем, как эксперты.

Ну и конечно было интересно: не каждый день приглашаешь московских режиссеров, не каждый день делаешь полиграфию по фильму: календари и баннеры, а потом едешь собирать все это добро по необъятному Питеру. Интересно было узнать, что когда к тебе записались 50 человек, клятвенно заверивших, что они точно придут, пришли только 40% по списку. Неожиданно, но интересно. Еще был интересным тот факт, что трое людей, не дождавшись начала встречи, ушли, а один человек резко заболел перед самым 4 января. Техническая часть — вообще была самая интересная с точки зрения организации. Ноутбук жутко перегревался, диск тормозил видео, а в первые секунды показалось, что кино мы будем смотреть без звука.

Кто-то спал, кто-то ходил за чипсами, кто-то восторженно смотрел, кто-то постоянно выбегал поговорить по телефону, кто-то перешептывался. Но, к концу встречи все-таки были овации. Фильм, похоже действительно понравился большинству пришедших на встречу.

К сожалению не удалось толком заснять встречу, только качество веб-камеры, так как я не продумала, кому можно было доверить съемку, поэтому заранее прошу прощения за качество. Но фото нормальные.


Аудиоформат интервью с режиссером (разговор до встречи)



Видеоформат интервью с режиссером (разговор до встречи)




Разговор получился очень интересным. Его трудно назвать интервью, так как я задавала совсем немного вопросов, а Андрей Викторович любит много говорить. Его ответы получились полными и затрагивали много смежных тем. Мы говорили о его пути как режиссера, о создании фильма «Реальная сказка», о перспективах российского кинематографа, о понятии бизнеса в искусстве и его особенностях в России, немного о «Высоцком», о взаимодействии актеров и режиссера, о вопросе, который должен задать себе каждый начинающий режиссер, о вкусах и предпочтениях в кино. Кому лень слушать, попробую накидать цитат из нашего разговора:

Я большой поклонник Шварца, Горина, и я сказал Сергею, что мы пойдем в этом направлении. Мы придумали историю и дальше «Сказка» стала жить самостоятельной жизнью, которая почти никак не зависела от нас. Через некоторое время, Сергей сообщает, что мы едем в Казань, что он был там на гастролях, рассказал историю «Сказки» мэру города, ему она понравилась, он согласился сотрудничать. Отдельный разговор можно уделить финалу фильма. Мы хотели сделать его именно в Праге, так как в России, нет такого павильона, с подобными конструкциями. Но когда нам посчитали, во сколько нам это все обойдется — 2,5 миллиона долларов, мы схватились за голову. Уже решили переписать финал, чтобы наконец-то закончить работу над «Сказкой». Проект встал на полгода. Решили делать финал без битвы, вероятно всего где-нибудь на мосту и уже были идеи, как вдруг Серега находит человека, который дает денег. Хочу отметить, что каждый раз, когда мы «отвлекались» и начинали говорить про сборы, бюджеты — «Сказка» начинала тормозить. Я взял на себя такую ответственность и говорил, братцы стоп, давайте вспомним, для чего мы делаем этот проект, чтобы денег заработать? И когда мы вспоминали про смысл фильма, «Сказка» начинала двигаться вперед. Отдельная история — прокат. Прокатчик смотрит фильм, говорит: «Все мысли урезать, и мы берем фильм», Сергей, как продюссер не допустил этого. Далее, как выясняется, «Сказка» вышла практически без рекламы. Закладывалось полтора миллиона на рекламу, потрачено всего 200 тысяч.

В России нет такого понятия как кинобизнес. Объясняю почему, в России мало кинозалов, около 1600. Для сравнения в США — 20 000 залов. «Беременный» собрал 8 миллионов, вам кажется, что он себя окупил? Нет. Половину забирает кинотеатр сразу. Дальше начинается деление между дистрибьютором, который продает это кино. Ты никогда не проверишь владельцев кинотеатров, для этого нужен электронный билет, а дальше сколько собрал, кто собрал, ничего не известно. В итоге при хорошем раскладе производитель получает сумму в два миллиона долларов.

Я могу сказать, почему «Аватар» имел такой успех, потому что Кэмерону нравилось то, он делает, он работал над фильмом пять лет, и все, кто работал с ним — это нравилось. А когда в первую очередь стоит вопрос, заработать деньги, то ты начинаешь делать как бы по лекалам. Как говорил Булат Окуджава «Каждый пишет, как он дышит». И ты все равно отпечатываешься в своем кино. Мы тоже не заработали денег, но я абсолютно спокоен, потому что я сделал то, что я хотел. Я знаю, что нас посмотрели порядком 300 000 людей. Если она понравилось половине, то мы добились, чего хотели.

Я когда писал «Сказку», я очень хотел поговорить через нее со своим сыном, ему было тогда 14 лет. Если ты говоришь с подростком, будь честным, не поступай плохо, он тебя пошлет. Когда «Сказка» вышла, ему уже исполнилось 17. О фильме он сказал, что не знает, смог бы он так поступить в этой ситуации.

Любимый режиссер Франсуа Трюфо, очень люблю Феллини, особенно «Репетицию оркестра», не люблю Тарантино, но люблю Оливера Стоуна. Странное кино не люблю, не люблю Кустурицу, признавая что это не настолько плохо.

Задача режиссера — рассказывать историю. Есть другие режиссеры — они придумывают атракционы.

Если у тебя есть камера, разрешение которой — почти как пленка, то это еще ничего не значит.

Есть замечательный операторский анекдот. Встречаются два оператора, один другому говорит: «Ты недавно женился, как тебе жена?» Другой: «Ну это как свет поставить».

Прежде чем взять свою камеру и отправиться на улицу снимать сюжеты, вы должны себе задать себе вопрос: зачем я это делаю? Буквально позавчера общался с молодой актрисой, спрашиваю у нее, зачем тебе нужна эта профессия? «Хочу славы, успеха, денег». Я: «Вы уверены, что вы хотите стать именно актрисой? Потому что все, что вы перечислили, можно получить гораздо более легким путем». Если собираешься снимать фильм, и ты не знаешь, зачем он нужен, тебе не зачем этого делать. Ты должен понимать, что ты хочешь сказать. У тебя это может получиться, или не получиться, но ты должен сформулировать цель, а далее режиссура вещь практическая. Путь осилит идущий.

С возрастом ты становишься занудой. «Боже, ну как они снимают, ну что людям в профессии делать», говорит Андрей Викторович. Молча, кто-нибудь из домашних вставляет кассету в проигрыватель: «Гляди!» (моя работа 20-ти летней давности). «Все-все молчу!»

Успех, славу можно получить прикольненько все смонтировав, и выложить в ютуб, получив миллион просмотров. Если ответите себе на вопрос, зачем вы хотите снимать, тогда да — берите камеру и снимайте, учитесь, ошибайтесь.


Вступление ко встрече (видео):



Видео с самой встречи (качество записи плохое):



ФОТО